Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса
В настоящее время, чтобы обезопасить бизнес от возможных проблем, необходимо создавать продуманный финансовый план и бюджет. Руководство компании, которое не имеет четкого и полного представления о количестве доходов и расходов в настоящий момент и в будущем, рискует оказаться в крайне неблагоприятной ситуации, где может возникнуть угроза банкротства. Поэтому, финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В этой статье мы расскажем об этих понятиях, описываем связи и различия между ними, а также дадим рекомендации относительно эффективного управления финансовым планированием.
Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.
Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.
Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).
Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.
Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.
В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.
Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.
Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:
- выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
- определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
- связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
- обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
- определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
- определение необходимости во внешнем финансировании;
- установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.
Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:
- разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
- обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
- распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
- контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.
Различают несколько видов финансового планирования и подходов к управлению. Обычно используют классификацию по срокам, которая включает стратегическое, текущее и оперативное планирование.
Стратегическое планирование является самым долгосрочным, так как затрагивает период до пяти лет. Его задача — определить направления развития компании на длительный срок и выбрать пути достижения поставленных целей. На этом этапе анализируются финансовые потребности предприятия, определяются способы привлечения финансовых ресурсов и сводятся прогнозируемые результаты.
Текущее планирование ориентировано на срок до года и опирается на финансовую стратегию, разработанную ранее. Долгосрочные цели разбиваются на краткосрочные, на основе которых составляются годовые планы расходов и прибыли. Ведущим инструментом текущего планирования является бюджетирование.
Оперативное планирование направлено на разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для работы отдельных подразделений и действует на трехмесячном сроке. В рамках оперативного планирования осуществляется контроль выполнения поставленных задач.
Экономика использует также различные методы финансового планирования и прогнозирования. Некоторые из них базируются на интуиции и логике, а другие используют математические инструменты. Подходы к планированию могут отличаться точностью и областью применения. К примеру, экспертные оценки предполагают использование мнений специалистов, а методы моделирования строятся на математических моделях на основе анализа прогнозируемого объекта.
Финансовое планирование необходимо для всех организаций, независимо от их масштабов. Оно позволяет получить адекватную оценку перспектив развития, определить допустимые объемы затрат, задать приоритетные направления использования денежных ресурсов и определить потребности в инвестициях.
Фото: freepik.com