Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

В настоящее время любая компания, которая хочет обеспечить стабильный рост и прибыль, должна иметь продуманный финансовый менеджмент. На практике это означает, что система управления денежными ресурсами должна содержать множество видов выполнения работ. В то же время, для того чтобы современный финансовый директор справлялся с задачами, ему необходимо обладать обширными знаниями, а также иметь богатый опыт в различных областях управления.

В этой связи наша статья нацелена на то, чтобы систематизировать информацию о финансовом менеджменте, а также для того, чтобы описать концепции и методы его организации.

Финансовый менеджмент на предприятии – что это?

Финансовый менеджмент – это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение двух основных целей:

  1. формирование капитала организации;
  2. распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход.

Такое определение подчеркивает, как важна система финансового менеджмента для компании. Начиная свой бизнес, нужно иметь хороший стартовый капитал, но для успешного развития важно ежедневно получать прибыль. Без четкой стратегии управления денежными средствами руководство рискует сведенить свою компанию к банкротству. Не говоря уже о том, что необходимо постоянно способствовать увеличению рыночной стоимости и завоеванию лидерских позиций на рынке. Руководство бизнеса должно понимать, что качество финансового менеджмента прямо влияет на успех и конкурентоспособность компании.

Каковы функции финансового менеджмента на предприятии?

  1. Увеличение прибыли организации. Эта цель может быть достигнута, например, за счет грамотного управления оборотными и внеоборотными активами.
  2. Рост рыночной стоимости компании. На показатель влияют многие факторы, в том числе спрос на продукцию или услуги, способность бизнеса приносить доход, ликвидность активов. Одним из способов повышения рыночной стоимости является умелое инвестирование.
  3. Предупреждение финансовых рисков и банкротства. Ни один бизнес не застрахован от непредвиденных ситуаций, но правильная организация финансового менеджмента помогает свести к минимуму вероятность потерь. Решение этой задачи включает выявление рисков, оценку возможных последствий их реализации, а также разработку плана предотвращения негативных событий или уменьшения ущерба, если они все же наступят.
  4. Сокращение расходов. Оптимизация позволяет достичь значительного снижения затрат. Например, грамотное налоговое планирование поможет экономить на обязательных платежах в государственный бюджет.
  5. Рациональное распределение финансовых ресурсов. Если не использовать деньги компании, они обесцениваются, ведь инфляция продолжает свой ход. Поэтому все активы должны приносить пользу.
  6. Укрепление положения компании на рынке. Цели здесь определяются масштабами деятельности: для одних это лидерство в своем сегменте в пределах региона, для других – освоение новых направлений, для третьих – выход на международную бизнес-арену.

Важность роли финансового директора

Финансовый директор отвечает за организацию финансового менеджмента на предприятии. Это лицо, которое имеет широкие полномочия и которое несет огромную ответственность за результаты работы. Финансовый директор должен быть специалистом в области управления и знать в совершенстве теорию управления, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.

Организация менеджмента: методы и концепции

В системе управления денежными ресурсами на предприятии реализуются различные методы, что позволяет достигать целей и выполнять задачи наиболее эффективно. Грамотный финансовый директор применяет их все, опираясь на теоретические знания и практический опыт, и выбирает наиболее подходящие методы в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные методы финансового менеджмента, используемые на предприятиях:

  • Планирование и прогнозирование: для рационального распределения финансовых ресурсов необходимо иметь точное представление о необходимых затратах на развитие бизнеса, расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами, а также обеспечить все потребности предприятия в течение определенного периода. Кроме того, финансовый директор должен понимать, нужны ли дополнительные финансовые источники для предприятия, и куда направляться, чтобы эффективно использовать деньги. Все расчеты основаны на финансовой отчетности и других достоверных сведениях.
  • Налогообложение: многие изменения в налоговом законодательстве могут повлиять на бизнес предприятия, поэтому финансовый директор должен оперативно реагировать на все нововведения и знать способы оптимизации налогообложения для снижения расходов.
  • Кредитование: часто компании должны прибегать к кредитованию, чтобы развивать свой бизнес. Однако финансовый директор должен тщательно оценить перспективы и риски, связанные с этим решением, до того, как оформить кредит.
  • Самофинансирование: эта стратегия финансового менеджмента предполагает удовлетворение повседневных потребностей компании за счет собственных средств. Финансовое решение должно обеспечивать постоянное наличие собственных средств в необходимом количестве для бесперебойной работы.
  • Страхование: бизнес не может обойтись без рисков, и один из надежных способов защиты от непредвиденных потерь - это страхование.
  • Ценообразование: правильное установление цен на товары и услуги позволяет предотвратить потери, связанные со слишком высокой либо низкой ценой продукта.

Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте используются специальные концепции. Они отразят многогранность сторон управления денежными средствами предприятия и помогут оценить их наиболее эффективное использование. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Концепция денежного потока: это метод оценки всех операций и активов компании с точки зрения направления и величины потока, который они создают. Он может быть положительным или отрицательным, что определяет эффективность использования средств и расходы компании.
  2. Концепция эффективного рынка: этот подход предполагает учет зависимости цены на финансовые инструменты от поступающей информации. Он позволяет определить справедливую стоимость активов компании, которая может изменяться в результате появления новостей политики и экономики, отчетности компаний, данных рейтинговых агентств и т.д.
  3. Концепция альтернативных расходов: выбор того или иного финансового решения всегда означает отказ от других возможностей вложения капитала, и оцениваются затраты от неиспользованных возможностей. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек: выбирается вариант, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
  4. Концепция взаимосвязи доходности и риска: это зависимость, которая связывает риск любого способа получения прибыли с его ожидаемой финансовой отдачей. Чем выше ожидаемая отдача, тем больше риск. Здесь должен быть найден компромисс между доходностью и риском.

Кроме перечисленных концепций, существует множество других подходов к управлению предприятиями. Важно, чтобы финансовый директор имел достаточные знания и опыт для выбора оптимальных финансовых решений в каждый конкретный момент.

Важнейшие компоненты

Для применения концепций и методов финансового менеджмента на предприятии используются различные инструменты. Среди них основными являются:

  1. Финансовый анализ и мониторинг. Основным принципом этого метода является оценка экономического положения предприятия, платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Анализ основывается на данных, полученных из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Анализируются текущие показатели и данные за предыдущие периоды. Финансовый анализ позволяет определить перспективы бизнеса, планировать распределение ресурсов, выявлять потребность в финансировании и принимать обоснованные решения.

  2. Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Предприятия, работающие с активами или обязательствами в иностранной валюте, часто сталкиваются с возможностью потерь из-за валютных колебаний. Анализ и контроль помогают разработать наилучшую стратегию валютных операций и минимизировать риски потерь.

  3. Финансовый контроль. Необходим, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, соблюдение бюджетов и соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и снизить затраты.

  4. Отдельно следует отметить роль IT-решений в современном финансовом менеджменте. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, повышает точность операций, упрощает взаимодействие с партнерами и клиентами и, в конечном итоге, способствует увеличению прибыли. В настоящее время эти цели достигаются при помощи ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).

Финансовый менеджмент необходим для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Хорошо продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их наиболее эффективно для роста компании и увеличения прибыли. Роль финансового директора многогранна: он ежедневно должен решать самые разнообразные задачи, поэтому к его компетенциям предъявляются высокие требования.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *