Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.
В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.
Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.
Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.
Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.
Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.
Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.
Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».
Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.
Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.
В течение нескольких лет после того, как Александр Васильевич провел несколько лет на фронте первой мировой войны и получил серьезное ранение, октябрьская революция принесла в его жизнь множество событий: выставки, творческие объединения и разработку принципов нового искусства.
По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и стал их директором. Кроме того, он участвовал в создании Музея художественной культуры. Однако в течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.
Сразу после революции Александр Васильевич начал преподавать. Более 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, которые позднее стали ВХУТЕИНом. Он был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа в течение многих лет, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последние годы жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи: в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, а его студенты любили его за его интеллигентность и внутреннее благородство.
Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия. В этот период работы Александра Шевченко на его монографии были приостановлены, а его картины были отправлены в запасники в музеях. Тем не менее, его работы продолжали выставлять не только зарубежом, в Англии, Италии, Германии и Швейцарии, но и в России.
Династия художников Шевченко
В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.
направленностью, а графические - выразительностью и графизмом.Художник Александр Шевченко прошел через разные этапы в своем творческом пути. В первый период его работ были подвержены влиянию импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. В работах этого периода можно заметить размытые контуры, чистые краски и игру света и тени, что делает их сходными с импрессионистическими работами. Однако в работе "Карусель" можно увидеть смешанную технику акварели, гуаши и карандаша, напоминающую лубочную живопись.
В работах более позднего периода, таких как "Город", Шевченко использовал технику кубизма, что считалось основным направлением группы "Ослиный хвост". Он соединил кубофутуризм и примитивизм, превратив их в свой собственный стиль. Его работы отличаются пересечением острых граней и линий, динамическим ритмом и гармоничными образами.
Многие работы Шевченко имеют примитивистские и неопримитивистские черты, например, "Портрет поэта". Эта работа является пародией на парадный портрет, где образ "служителя муз" принижен до уровня лакея. Однако, в отличие от других художников примитивизма, у Шевченко нет аляповатости и нарочитой красочности. Его работы наполнены скрытой поэтической красотой.
В работах Шевченко периода 1920-х годов можно увидеть сочетание графики и живописи. Он выбирал простые бытовые сцены и создавал максимально обобщенные образы, раскрывая характер и эмоции через пластику. Живописные работы в этот период характеризуются гармоничностью и бытовой направленностью, а графические - выразительностью и графизмом.
Наследие Александра Шевченко: новые находки и планы на будущее
Александр Шевченко, считаемый многими гением, был не только живописцем, которого представлены главным образом в музеях, но также графиком, создававшим монотипии и разнообразные работы в других техниках. Эту сторону творчества Александра Шевченко сумел открыть антиквар Дмитрий Поманский, к которому обратилась правнучка художника. В ее доме нашлась уникальная коллекция работ, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть этой коллекции пострадала в результате потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко - дочери Александра. Архив хранящихся в старых картонных коробках работ было решено выкупить российским бизнесменом Аркадием Колениченко.
Наследие художника оказалось весьма разнообразным: в архиве нашлись картины самого Александра, его дочери - художницы Татьяна Шевченко и первой жены Надежды Псищевой, а также множество эскизов, графических работ, гравюр, монотипий и деревянных резных фигурок. Работы создавались в разные годы, начиная со времени учебы художника в Строгановке и заканчивая последними днями его жизни.
Сейчас наследие Александра Шевченко разобрано еще не полностью. Новый владелец коллекции планирует передать ее в коллекции русских музеев. Издание подробного каталога коллекции и организация выставки работ известного художника и его семьи помогут еще большему числу людей увидеть творчество Александра Шевченко, которое ранее не было доступно во многих музеях.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com