Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза
Ассоциация специализированных организаций (АСО) является надежным помощником для тех, кто хочет быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Она успешно объединила проекты, которые сделали систему закупок понятной и прозрачной.
Если ваша компания нуждается в банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, вы можете обратиться в АСО для получения решения по данному вопросу.
Тендерный кредит – это возможность для компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах. Данный кредит не привлекает собственные оборотные средства, что является одним из плюсов такого финансового инструмента.
Кредит под акты выполненных работ поможет вам избежать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика. Как получить такой кредит, можно узнать в АСО.
Брокерские компании могут предоставить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку. Если вам нужно оценить свои возможности, то обратитесь к брокерам.
Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной для поставщика и заказчика. Как правильно рассчитать эту цену? Эксперт в области контрактной системы, Дружинин Михаил Дамирович, президент АСО, ответит на этот и другие вопросы в своем интервью. Миссия АСО заключается в том, чтобы сделать госзаказ конкурентным и эффективным, и это объединение является единственным в России, которое работает в этом направлении.
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплен термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение. Однако, несмотря на это, все еще существует много недопонимания в отношении этого понятия.
Термин, который используется в Законе о контрактной системе, определяет первоначальную цену контракта, которая является первичной, в то время как все последующие цены будут являться вторичными. Кроме того, категория «максимальная» определяет верхнюю границу стоимости, которую заказчик не может превысить при выборе цены на товар или услугу. Фактически, нужно учитывать следующее:
- НМЦК должна объективно отображать стоимость продукции;
- НМЦК должна соответствовать функциональным и техническим параметрам объекта продажи;
- НМЦК должна учитывать потенциальные и реальные риски изменения цены;
- НМЦК должна являться источником экономической выгоды, как для заказчика, так и для поставщика.
Важно отметить, что правильный расчет НМЦК является ключевым аспектом в закупочной деятельности. Этот параметр оказывает влияние на объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются правила и порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, а также выбирается способ закупки.
Стоит также отметить, что обязанность рассчета НМЦК возложена законом на заказчика. Предусмотрено пять различных методов для расчета. Эти методы обычно руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. В реальной практике, однако, наличие разъясняющих документов не всегда решает проблему полностью, так как помимо определения НМЦК необходимо еще и обосновать его, а это уже другой вопрос.
Вы имеете какие-либо доказательства успешной реализации теории на практике? Существуют ли проекты внедрения экспертизы, показавшие себя с лучшей стороны?
Результативность использования экспертизы НМЦК проиллюстрирована на примере работы ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями». Взяв на вооружение обязательную экспертизу НМЦК перед опубликованием уведомления о проведении конкурса, бюджет Москвы заметно сократился. По состоянию на 31 января 2018 года, данной организацией было подготовлено 125 заключений, оценившихся в 14,89 миллиона рублей. Уменьшение НМЦК оценивается в 1,152 миллиарда рублей, то есть, 8 % от общей суммы. Организация также выдала 25 заключений на сумму 400,485 миллиона рублей, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 миллионов рублей или приблизительно 9% от общей стоимости, в рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Перспективы развития данного направления вызывают большой интерес. Какие возможности прогнозируются в этой области?
На наш взгляд, перспективы развития данного направления весьма многообещающие. Мы убеждены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования способны сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.
Судя по нашим прогнозам, в будущем в закупках можно ожидать следующих изменений: контрактный специалист выберет нужный код товара, а затем НМЦК будет автоматически рассчитан и техническое задание будет сформировано, после чего все это будет отправлено на электронную торговую площадку для публикации. Таким образом, использование искусственного интеллекта в сфере государственных закупок будет становиться все более распространенным.
Михаил Дамировичу хотелось бы выразить огромную благодарность за развернутые и информативные ответы в рамках нашего интервью. Мы желаем успехов АСО и надеемся на то, что постановка экспертизы НМЦК станет золотым стандартом для всех государственных закупок.
Как отличается обоснование НМЦК от ее определения?
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, заказчик должен определять и обосновывать НМЦК с помощью метода, основанного на сопоставлении рыночных цен (анализа рынка), нормативном, тарифном, проектно-сметном или затратном методах. Определение НМЦК является ее созданием путем расчета, тогда как обоснование НМЦК представляет собой часть обоснования закупки в целом и подтверждает соответствие запланированной закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти, не имеющих нормативного статуса. Правила и формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555.
Таблица, представленная в Форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок, состоит из десяти столбцов. В эту таблицу вводятся данные, такие как значения НМЦК, название метода, используемого для ее определения и обоснования, обоснование невозможности применения других методов в этом случае, расчет НМЦК на основе выбранного метода, метод определения поставщика и обоснование этого метода, а также любые дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупок.
Нельзя забывать, что обоснованность каждой закупки контролируется Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Нарушение в этой сфере может повлечь административную ответственность.
Изучение методов обоснования НМЦК может оказаться весьма полезным для контрактных специалистов. Существует несколько подходов к определению этого показателя, но приоритетный метод, предусмотренный законодательством, – метод сопоставимых рыночных цен.
Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7-11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие, эффективные методы, предварительно их тщательно обосновав.
Метод анализа рынка в свою очередь применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью, либо хотя бы однородными. При этом, заказчик изучает рынок для определения средней рыночной цены и рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы. На практике контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены.
Нормативный метод расчета также может быть использован как самостоятельно, так и в дополнение к методу сопоставимых рыночных цен. Его основой является установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ и услуг, перечень которых можно найти на сайте ЕИС. Если этот метод применяется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать "нормативную".
Тарифный метод может быть использован в отношении товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. Здесь НМЦК представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта.
Наконец, затратный метод является наименее приоритетным, но может быть применен как самостоятельно, так и в дополнение к другим методам. НМЦК в этом методе складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и "обычной для данной сферы прибыли".
Каждый метод имеет свои особенности и ограничения, и использование любого из закрепленных в законе методов может вызвать множество вопросов. Поэтому для правильного рассчета НМЦК необходимы специалисты с системными знаниями. Кроме того, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Создание в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующая организация его работы могут помочь достичь экономической целесообразности НМЦК.
Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК?
Существует несколько способов получения информации для определения и обоснования НМЦК. Один из таких способов - направление индивидуальных запросов. Также доступны общедоступные источники.
Для применения метода анализа рынка, например, необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет.
Дополнительно, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru или в печатных изданиях. Рекомендуется использование Реестра контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Также можно использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах или описаниях товаров. Полезны также данные о котировках на российских и иностранных биржах, а также на электронных площадках.
Данные государственной статистической отчетности, данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств и общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезными.
В обосновании НМЦК есть несколько важных моментов, которые необходимо учесть. Оно может быть представлено в произвольной форме, несмотря на то, что методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, содержат форму обоснования (Приложение №1).
В любом случае, при составлении обоснования следует учитывать:
- Основные характеристики объекта закупки;
- Используемые методы с расшифровкой их выбора;
- Реквизиты документов, на основании которых был произведен расчет;
- Расчет непосредственно самого НМЦК;
- Дату составления обоснования.
Обычно данные о поставщиках продукции, на основании которых был произведен расчет, не предоставляются. Как справочная информация могут использоваться документы, которые служат приложением к форме обоснования. Они также подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).
Вопрос о том, что может привести к некорректному определению стоимости НМЦК, является актуальным для множества экспертов. Примеры такой некорректности можно найти в практиках Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты государства. Обычно, основаниями для неправильного определения стоимости НМЦК служат следующие факторы:
- Ошибки в расчетах, которые могут привести к неправильной трактовке положений методических рекомендаций;
- Проблема недостаточности обоснования, когда отсутствует необходимая подтверждающая документация или полученная информация неполна;
- Ошибки в проведении анализа рынка, такие как неполноценный анализ рынка, использование «среднерыночных» показателей без реального анализа и прочее.
Таким образом, определение стоимости НМЦК может быть некорректным в случае наличия вышеперечисленных факторов, что может сильно повлиять на решения в области регулирования цен на определенные товары и услуги.
Существуют ли какие-либо способы регулирования процесса формирования НМЦК, чтобы избежать завышения и занижения цен? Это вопрос, который волнует многих. Работая на рынке государственных закупок, мы хорошо понимаем, насколько трудно в нем ориентироваться. Если не иметь глубоких знаний в области законодательства и практики государственных закупок, то создание эффективной рабочей схемы превращается в невозможную задачу. Именно по этой причине мы сейчас занимаемся проектом "Экспертиза НМЦК", ориентированным прежде всего на субъектов федерации, министерства, концерны и крупные предприятия - это те участники, которые принимают участие в процессе распределения государственных средств. Реализация этого проекта обеспечит эффективное планирование бюджета, экономное расходование средств, неангажированный контроль и 'справедливое' ценообразование на всех уровнях. В итоге это приведет к благоприятным экономическим и инвестиционным результатам, как на уровне региона, так и на уровне предприятий.
Расскажите, что из себя представляет проект "Экспертиза НМЦК".
Проект "Экспертиза НМЦК" ориентирован на решение вопросов экономической эффективности деятельности распорядителей бюджетных средств. Основу проекта составляет независимый Департамент контроля ценообразования (ДКЦ). Для начала внедрения проекта проводится анализ закупочной деятельности организации-заказчика, а также ее аудит. Полученные данные используются для формирования структуры ДКЦ. Также в рамках проекта разработывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, а также проводится поиск и обучение персонала. Кроме того, внедряется IT-платформа для упрощения работы Департамента.
Компания, которая занимается проектом "Экспертиза НМЦК", готова взять на себя организацию всех этапов проекта, включая финансовое обоснование проекта, адаптационные и сопроводительные работы на этапе функционирования Департамента.
В чем заключается суть каждого этапа, который был представлен в проекте?
Как уже было упомянуто, главная цель проекта заключается в создании Департамента контроля ценообразования. Специалисты, которые являются частью этого департамента, внимательно отслеживают процесс и результаты закупочной деятельности каждого субъекта. Они анализируют множество факторов, таких как:
- правильность выбора способа определения НМЦК;
- корректность составления калькуляции, а также использованные сметные нормативы и удорожающие коэффициенты;
- учет всех затрат и налогов;
- использование аналогичного оборудования в процессе поставки;
- обоснование необходимости использования более дорогостоящего оборудования, и т.д.
На основе данных, полученных в ходе анализа, будет сформирован специальный Департамент контроля ценообразования. Данный департамент будет заниматься подготовкой правильных и точных расчетов цен на продукцию.
Для того, чтобы специалисты могли научиться адекватно оценивать стоимость товара, были разработаны комплексные программы обучения. Они имеют различный характер погружения, а также могут быть реализованы как в офисах компании в Москве, так и на территории заказчика или дистанционно.
Еще одним жизненно важным элементом программы проекта является услуга консалтинга в решении сложных и нетипичных задач. В таких случаях на помощь приходят эксперты-ценовики различных профилей, которые могут обосновать и произвести расчет цены на любой продукт.
Фото: freepik.com