Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно компании IDC, в России рынок облачных технологий растет быстрее, чем в других странах мира. Средний годовой темп прироста составит более 50%, а к 2016 году объем рынка достигнет 19 млрд рублей. Крупные компании и частные предприниматели проявляют интерес к облачным технологиям.
Так что же такое облачные технологии, и какую пользу может извлечь бизнес, перейдя на данную систему? Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.
Что такое облачные технологии и как они влияют на бизнес?
Облачные технологии - это виртуальная среда, которая обеспечивает хранение и обработку информации, объединяя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и техническую поддержку. Пользователи могут хранить информацию в "облаке" и получать доступ к ней из любой точки мира, используя практически любое устройство.
Это удобство уже было оценено пользователями крупных почтовых сервисов, таких как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Облачные технологии также позволяют настраивать "облако" соответственно требованиям, приобретать дополнительное пространство для хранения информации или отказываться от ненужных ресурсов. Работа с облачными технологиями позволяет оперативно реагировать на изменения бизнес-задач, снижает расходы и повышает эффективность деятельности предприятий и их подразделений.
Облачные технологии могут быть использованы как индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, так и крупными компаниями. Небольшие компании используют сервисы бухгалтерии и почты, приложения для обмена информацией, восстановления и архивации файлов, в то время как более крупные организации используют виртуальные серверы и услуги связи, а также сложный комплекс различных сервисов. Стартапы в сфере IT также используют облачные технологии, чтобы обслуживать большое количество клиентов, не инвестируя в покупку дорогостоящего вычислительного оборудования.
Сегодня облачные технологии обеспечивают высокий уровень защиты данных. По данным Росстата, 30,7% граждан, которые пользовались в 2013 г. государственными и муниципальными услугами, получали их в электронном виде. Для Электронного Правительства внутри страны была создана масштабная облачная инфраструктура.
В России топ-3 отраслей, которые используют облачные технологии, включают в себя 25% IT и финансовые компании, 21% ритейл и 13% телеком.
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Работа принципа
Облачная IT-инфраструктура для бизнеса находится в дата-центрах, расположенных за границей для повышения безопасности. Управляющий персонал центров обработки данных тщательно подбирается, подобно банковским структурам. Информация клиента хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа. Ошибки пользователей не приводят к потере данных благодаря системе резервного копирования. Уровень защиты персональных данных в облачных сервисах уникален.
Время запуска облачных сервисов может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Для этого необходимо подать заявку на сайте компании-провайдера и внести предоплату. После этого клиент получает доступ к сервисам классов IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service).
Сейчас в нашем мире, на пике своей популярности находятся модели облачных технологий. Ниже перечислены самые востребованные и востребованные опции, которые используют бизнесы:
- Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД): Данный тип услуги предлагает заказчику портал самообслуживания, что позволяет контролировать все размещенные в «облаке» сервисы независимо от провайдера услуг. Облачный ЦОД обеспечивает доступ к серверам, дискам и сетям через Интернет или выделенные каналы связи.
- Виртуальный офис: Этот тип доступен по средствам воспроизведения внутренней сети компании в облаке. Включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Организация виртуального офиса позволяет заменить стационарные рабочие станции, где только есть доступ к Интернет.
- Резервное копирование: Эта опция гибко настраивается под объем данных и позволяет сократить временные и финансовые издержки. Резервное копирование предусмотрено для частного виртуального дата-центра, где данные сохраняются вчрезвычайных случаях.
- Катастрофоустойчивость (DRaaS): Этот сервис объединяет несколько облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи, обеспечивая безопасность данных путем перекрестного резервного копирования в автоматизированном или ручном режиме.
- Гибридное «облако»: Возможность подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности – например, при сдаче отчетов. Все некритичные на данный момент процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера, а потом возвращены обратно.
- Аренда приложений: При данной услуге заказчику гарантируется круглосуточная техподдержка и безопасность данных, необходимых для использования программного обеспечения через Интернет в ежемесячном режиме.
- Виртуальный контакт-центр: Организованный по облачной технологии, данный контакт-центр традиционно требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
- Частное «облако»: Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» может являться шлюзом к общедоступному «облаку», одновременно обеспечивая использование постоянно растущего набора услуг и сохраняя важные для конкретного бизнеса информационные системы «внутри».
Что ждет нас в будущем, если делать ставку на облачные информационные технологии, не зная их перспектив? Каковы прогнозы аналитиков?
Согласно исследованиям, рынок облачных технологий сегодня является одним из наиболее активно развивающихся в IT-сфере. Это в свою очередь автоматически приводит к уменьшению стоимости облачных услуг и улучшению технического и программного обеспечения в ближайшем будущем. Безопасность и эффективность облачных технологий стали уже практически общепризнанными, и сегодня работается над юридическими аспектами и созданием новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес-круги уже активно обсуждают возможность перехода на облачные технологии, что подтверждает исследование компании Symantec, где утверждается, что на данный момент этот вопрос обсуждается в 90% компаний. Тем не менее, многие российские организации нацелены на стопроцентный контроль над информацией и соответственно стремятся обеспечить себе максимальные ресурсы. Но опыт уже показал, что инфраструктура облачных систем значительно более надежна и безопасна по сравнению с инфраструктурами, созданными Клиентами, обращающимися за помощью в технических вопросах. Дело в том, что установка и настройка собственного дата-центра требует значительных затрат множества ресурсов и знаний, которые в действительности представляются не всегда доступными для крупных компаний.
Фото: freepik.com