Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.
За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.
Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.
Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.
Как распознать задержку психоречевого развития: признаки и симптомы у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) может проявляться у детей в раннем возрасте, если она обусловлена врожденными факторами.
Какие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- В возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на слова или жесты родителей, не улыбается, что также может быть симптомом аутизма.
- В восемь-девять месяцев ребенок не повторяет одинаковые слоги.
- В год ребенок чрезвычайно тихий и почти не издает звуков.
- В полтора года ребенок не говорит простых слов, не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или просят выполнить какое-то действие, также может не уметь жевать.
- В два года ребенок знает и использует ограниченный набор слов, не повторяет новые слова, которые услышал.
- В два с половиной года ребенок применяет не более 20 слов, не может составить предложение из двух-трех слов, не понимает названий частей тела или предметов.
- В три года ребенок не может сам составить простое предложение, не понимает несложных рассказов. Он может говорить слишком быстро, не произнося окончаний, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на взрослого ребенок может дословно повторять сказанное.
Ребенок с ЗПРР может проявлять повышенное слюноотделение в любом возрасте и всегда держать рот приоткрытым. Такие дети часто гиперактивны, агрессивны, плохо сконцентрированы, быстро устают и имеют слабую память. У них также может быть неразвитое воображение и узкий набор эмоций, что затрудняет их общение со сверстниками. Симптомы ЗПРР могут проявиться в органических изменениях. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) показывают нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие у детей.
В целом чем больше дети испытывают затруднения в речи, тем больше задерживается их психическое и умственное развитие. Поскольку дети получают больше информации из бесед с другими людьми, чем они старше, ранее начинать лечение ЗПРР особенно важно.
В отличие от самостоятельных заболеваний, задержка психоречевого развития является следствием отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. Факторы, которые могут вызывать ЗПРР, включают болезни матери во время беременности, такие как проникновение инфекции, отравление или травмы, включая гипоксию (кислородное голодание) плода в утробе матери. Тяжелые роды, различные виды травм при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, могут вызвать задержку психоречевого развития.
Также, ЗПРР может быть вызвана перенесением ребенком тяжелых инфекций и других заболеваний мозга в раннем возрасте, генетическими и хромосомными заболеваниями, при которых нарушается структура мозга или неправильным воспитанием ребенка, где ребенок может вырасти под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются.
Заболевания, которые могут вызвать задержку психоречевого развития, включают врожденные аномалии ЦНС, эпилепсию и другие неврологические заболевания, ишемию головного мозга, гидроцефалию, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга, лейкодистрофии, и нарушение ликвородинамики.
Важно отметить, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга, наличия некоторых наследственных заболеваний и неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректировки ЗПРР необходимо устранять причины ее появления.
Заболевание с элементами аутизма
Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:
- Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
- Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
- Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
- Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
- Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.
Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.
Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять
Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.
Методы лечения задержки психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.
Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.
Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.
Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.
Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.
Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.
Фото: freepik.com