Челябинская мастерица освоила уникальную народную роспись 18-го века

В каждом символе народной росписи имеется сакральный смысл. Каждый штрих обладает определенным значением.

В каждом символе народной росписи имеется сакральный смысл. Каждый штрих обладает определенным значением.

Палащельская роспись Татьяны Варенцовой, фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказала Татьяна Варенцова, руководитель клуба лоскутного шитья «Успех», автор книг о мезенской (палащельской) росписи. На сегодняшний день у мастерицы готовится к изданию уже четвертая книга об этой удивительной росписи.

- В этой росписи - сакральный смысл. Каждый штришок, животинка имеет значение. Например, некоторые элементы палащельской росписи означают укрепление семьи – два коня с переплетенными ножками, а между ними древо рода. Старожилы говорили об этой росписи, что это все к добру. Роспись на прялках делилась на три части – верхний мир, центральный и подземный. В центральном рисовали коней – конь солнца несся слева направо по часовой стрелочке. Верхний ряд – олени, все это разбавлялась геометрическим орнаментом. В верхней части рисовали птиц – это души ушедших предков, которые нам помогали. В центре рисовали окно, где обращались к небесам, - объясняет мастерица.

Татьяна Варенцова и ведущий стрим-шоу "Поутру" Григорий Макеев. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Татьяна Варенцова увлеклась творчеством, когда вышла на пенсию. Она отмечает, что на освоение народных ремесел нужно очень много времени. Сама мастерица занимается в клубе лоскутного шитья.

- Сначала мы узнаем тему, чтобы что-то изобразить, потом ходим в музеи, роем интернет, изучаем историю крестьянского быта, чтобы это передать. Наши проекты потом занимаются призовые места – в 2021 году мы взяли Гран-при на фестивале «Лоскутная мозаика», на фестивале «Лукоморье», у нас много побед, - делится Татьяна.

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Наиболее старинная датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

Лоскутное шитье Татьяны Варенцовой, фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Палащельские мастера делали краски из природных материалов. Берега на Севере крутые, глинистые – они собирали эту глину, крошили, запаривали, смешивали с лиственной смолой, выдерживали в печке, и получалась красная кирпичная краска. Черную делали аналогичным способом из сажи. Делали олифу, которая заменяла им лак, из конопляного семени. Сейчас рисуют акриловыми красками, темперой, гуашью и даже акварелью, - объясняет мастерица.

Она отметила, что начала писать книги просто для того, чтобы сохранить собранные знания. У людей есть интерес к народной росписи. В музеях можно увидеть много изделий, например, прялок, изготовленных палащельскими мастерами.

- Многие мне присылают фотографии, зная, что я восстанавливаю рисунки со старинных прялок. Люди, которые заинтересованы в восстановлении росписи, используют их в работе. Я не в коммерческих целях пишу книги, у меня благая цель – восстановить самую древнюю русскую роспись, - говорит челябинка.

Автор: Наталья Окорокова

Последние новости

Первый тур конкурса «Учитель года» завершен

Десятка лучших педагогов прошла во второй тур.

День инвалидов в Увельском районе: праздник добра и поддержки

Сообщество объединяется для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Алексей Лошкин назначен заместителем губернатора Челябинской области

Новое назначение мэра Челябинска подтверждено официальным постановлением.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Зеленодольске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *