Этнографы обнаружили в русском народном костюме «чисто уральские фишки»
В 19 веке модницы на Южном Урале одевались по моделям из журналов, а народный уральский костюм отличался яркими кислотными цветами.
Евгения Ядрышникова на стрим-шоу "Поутру", фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказала Евгения Ядрышникова, народный мастер-ремесленник Челябинской области по традиционному костюму, специалист Центра традиционной культуры Южного Урала.
Евгения пришла на программу в праздничном костюмном комплексе жительницы горных заводов, которые существовали, например, в Златоусте и Юрюзани. Эти костюмы восстанавливались по различным этнографическим источникам, по фондам музеев, фотографиям, рисункам художников 19-го века.
Евгения Ядрышникова показывает воссозданную ею традиционную мужскую рубашку уральского ремесленника. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Костюмы украшались богатой вышивкой. Девушки выписывали журналы, которые издавались для горожанок. Однако и крестьяне ездили на ярмарки, где покупали журналы и затем делали свою адаптацию городских костюмов. В конце 19 века пришла мода на юбки с кофтами – отрезную одежду. Крестьянки шили кофточки, характерные для горожанок, по модным журналам. Костюмы могли заказать в ателье, например, в Юрюзани было несколько скитов, где шили косоклинные сарафаны. Были популярны промысловые пояса. Их ткали не сами для себя, а в артелях примерно на 10 человек. Фартуки тоже считались промысловыми. Изделия с ручной вышивкой можно было купить на ярмарке.
Евгения Ядрышникова отметила, что не осталось носителей культуры, которые бы могли объяснить, какой элемент костюма или символ на вышивке что означает. Существует много современных трактовок, однако достоверной нельзя назвать ни одну из них.
- Каждый человек, который надевал одежду, вкладывал свой смысл в ее элементы и манеру ношения. Наша область многонациональная, многоконфессиональная. У старообрядцев было обязательным условием наличие внутреннего подкладка на рукавах, это якобы оберегает от злых сил. Считали, что нужна подкладка на всех местах, где может быть пришита. В другой среде считали, что она банально защищает от грязи, истирания вышивки и подола. В одежде всегда прослеживается связь духовного и бытового, - объясняет специалист.
Русские, татарские и башкирские элементы переплетались в уральской одежде. Фото Олега Каргаполова
Евгения Ядрышникова отметила, что элементы старинного костюма нередко стараются вписать в современную моду. Например, в последних коллекциях «Дольче и Габбана» представлено большое количество фартуков, как поясных, так и с грудками. Они хорошо сочетаются с брюками и платьями. Некоторые девушки носят кофточки с народной вышивкой, сочетая их с джинсами. Верхняя одежда тех времен смотрится очень современно. Пальто были разного кроя – как приталенные, так и свободные, армяковидные. Сейчас так выглядят пуховики с запахом.- В современных магазинах много вещей, которые перекликаются с традиционными. Возвращение на русскую моду происходит волнообразно. Она появилась еще при Екатерине Второй. На ее балы приходили в костюмах допетровской эпохи. В конце 19 века опять появилась мода на русское платье. Женские костюмы богато орнаментировали вышивкой, кружевом, а сами платья сажались на традиционный корсет или турнюр, - объясняет мастерица.
Автор: Наталья ОкороковаПоследние новости
Первый тур конкурса «Учитель года» завершен
Десятка лучших педагогов прошла во второй тур.
День инвалидов в Увельском районе: праздник добра и поддержки
Сообщество объединяется для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.
Алексей Лошкин назначен заместителем губернатора Челябинской области
Новое назначение мэра Челябинска подтверждено официальным постановлением.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований