Мы видим историю

Каждый раз, посещая храм или церковь, мы вряд ли задумываемся о том, кто здесь занимался росписью стен, насколько трудна эта работа.

Каждый раз, посещая храм или церковь, мы вряд ли задумываемся о том, кто здесь занимался росписью стен, насколько трудна эта работа. То ли мысли о чем-то другом, то ли мероприятие неподходящее, чтобы восхищаться иконостасами. Надеюсь, что после прочтения статьи вы начнете по-другому смотреть на окружающий вас мир.

В Свято-Троицкий собор, где сейчас полным ходом идет реставрация настенной росписи, мне удалось попасть только с разрешения иерея Игоря Фокина. Забираться на леса по железным ступенькам одновременно и страшно, и завораживающе. Ведь высота одного яруса – около двух метров, и на каждом раскрывается какой-либо новый фрагмент или же лик святого. Я вглядывалась в каждую фреску – ведь раньше такой возможности не было. Как прихожанка, я обычно ставила свечку за здравие и упокой, молилась и уходила. Узнала, что на данный момент полностью восстановлен барабан. Кстати, раньше думала, что у этого слова всего два лексических значения: музыкальный инструмент и один из видов печей. Но главный бригадир художников-реставраторов Андрей Лосев поделился со мной новой интересной информацией.

- Барабан – это то, что завершает храм, - отметил он. – Также отреставрированы треугольники, их всего четыре. Объемы реставрации в соборе, даже по столичным меркам, огромные. Мы работаем в несколько этапов: сначала смываем грязь и пыль, потом с помощью растворителя и скальпелей снимаем слои краски, штукатурки, чтобы найти авторский стиль примерно конца XIX века, и приводим все к единому варианту. На данный момент в моей команде 10 человек, планирую приобщить еще столько же. Также готов взять ученика из Троицка, который за год может стать мастером реставрации.

Андрей Лосев

Для того чтобы отреставрировать настенную роспись в 2000 квадратных метров, приехали художники-реставраторы со всей России. Магомедали Алиев из Санкт-Петербурга реставрировал плафоны в Эрмитаже на Иорданской лестнице. Егор Егоров из Нижнего Новгорода занимался восстановлением настенной росписи Тамбовского кафедрального собора. Анна Пырьева из Челябинска занималась реставрацией храма Дмитрия Донского в родном городе и Новодевичьего монастыря в Москве. Кирилл Каширин из города Апреля Московской области получил профессию художника-реставратора и сразу же пошел работать по профессии. Свято-Троицкий собор в нашем городе – это его первый объект и молодой человек уже привык и вплотную трудится со своими коллегами. 

 

Магомедали Алиев

 

Егор Егоров

 

Кирилл Каширин

Анна Пырьева

Елена Рогочева из Москвы реставрировала роспись в Высоко-Петровском монастыре. Ее слова меня взяли за душу – не могу не поделиться мнением специалиста с вами:

- Здесь мы находимся каждый день, - отметила девушка. – Но это того стоит. Я вижу в этом большую ценность, так как делаю то, что не видно обычным прихожанам. Мы работаем с историей и видим время.

Елена Рогочева

Реставрация началась благодаря обращению в 2019 году депутата Елены Александровны Ямпольской в Министерство культуры России, – прокомментировал ключарь Свято-Троицкого собора иерей Игорь Фокин. – С нашей стороны были собраны все необходимые документы о соборе, составлена заявка в Министерство культуры. Стоит отметить, что в основном объеме храма сохранилось большое количество росписей, причем перешпаклеванных и перекрашенных очень грубой записью фрагментов. Когда смотришь на них, то думаешь, что под ними ничего нет. Но когда мы выбрали фрагмент на западной стене и начали его раскрытие, то увидели очень красивый орнамент. Именно с этого началась работа.

Средства на реставрацию настенной живописи Свято-Троицкого собора выделило Министерство культуры России в рамках государственной программы «Развитие культуры». Срок окончания работ – 2024 год.

Краткая справка

В начале ХХ века в Троицке было десять православных церквей и две часовни. Первым и значительным храмом Троицка был и остается Свято-Троицкий собор.

 

В 1743 году, в день праздника Святой Троицы, оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым была заложена крепость, посвященная Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице. То же название получила церковь. Наряду с деревянной, в 1754 году состоялась закладка каменной церкви, строительство которой закончилось в 1762 году. Это была однопрестольная пятикупольная церковь без колокольни. В 1775 году недалеко от нее была возведена теплая деревянная церковь с престолами: в нижнем этаже в честь Успения Божией Матери, в верхнем – в честь святого Николая. В 1823 году ветхая Успенская церковь была сломана, престолы перенесены в Троицкую церковь. После пожара 1842 года Троицкий храм закрыли на год для восстановления. Постепенно он принял тот вид, который приводил в восхищение современников своим величием и изяществом. В ходе реконструкции собор значительно вырос в объеме, увеличилась трапезная, с западной стороны к ней примкнула четырехъярусная колокольня. В 1918 году в соборе, как и в других храмах России, была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом».

В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора. В мае 1940-го Исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной Советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др. Троичане до сих пор вспоминают, как мужчины могли сделать несколько ударов об стену во время занятий, и от этого начинала сыпаться штукатурка. А под ней виднелись лики святых…

В 1997 году храм был возвращен верующим, а 7 марта 1998 года состоялось освящение собора. В 2003 году группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Художником-иконописцем Ю.С. Кадомцевой пишутся иконы для иконостаса. В 2012 художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX века. При соборе существует воскресная школа, где преподаются закон Божий, церковное пение, прикладное искусство.

До начала реставрационных работ в соборе многое привели в порядок: были заменены покрытия куполов, колокольни со шпилем, крыши на основной и трапезной частях здания, заменены рамы в окнах. На колокольне установлены новые колокола, подведено газовое отопление.

Даже я, как обыватель, который практически ничего не смыслит в искусстве, замечала, что где-то рисунки были похожи на наши, современные. Да и, как оказалось,  неудивительно: несколько лет назад фрески уже реставрировали троицкие художники. Как мы знаем, у каждого из них свое видение и понимание прекрасного, а также свой авторский стиль. Именно поэтому уникальная старинная фреска XVIII века, сохранившаяся в регионе, так отличается от росписи современников.

   

Кстати, интересный момент: при просмотре фотографий, возле лика святого Луки я увидела тетраморф (образ) быка. Хотя, когда находилась в храме, прямо около него ничего не заметила. Как говорят люди – это магия художников тех лет, которые расписывали храмы.

 

 

Алена ДРОБИНСКАЯ

Последние новости

Всероссийский экономический диктант: Сильная экономика – процветающая Россия!

15 октября пройдет общероссийская образовательная акция, направленная на расширение экономического кругозора.

Первый кредит по льготной программе для бизнеса в приграничных регионах

Курская компания 'Грейн-Инвест' получила 30 млн рублей от ВТБ.

Встреча в новом музее СВО в Магнитогорске

Депутат Госдумы встретился с семьями участников спецоперации.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Апатитах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *