19.08.2019

В Челябинской области воссоздаётся министерство промышленности

Весной глава Челябинской области Алексей Текслер заявил о необходимости создания регионального министерства промышленности и природных ресурсов.

Весной глава Челябинской области Алексей Текслер заявил о необходимости создания регионального министерства промышленности и природных ресурсов. (Минпром Челябинской области существовал до 1 января 2015 года, затем ведомство было переименовано в министерство имущества и природных ресурсов, полномочия в сфере промышленности переданы министерству экономического развития региона). 5 июня было подписано постановление главы региона об образовании нового министерства. В конце прошлой недели стало известно, что ведомство в статусе исполняющей обязанности возглавит Ирина Акбашева. То, как создание министерства промышленности может повлиять на развитие региона, обсудили участники «Экспертного клуба — Челябинск» на заседании, прошедшем 15 августа в Законодательном Собрании региона.

Среди прокомментировавших инициативу экспертов был и заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук:

— Основная специализация Челябинской области — это промышленность. Это исторически сложилось, и было бы глупо отказываться от такого серьёзного сектора экономики. Именно эту аксиому, прежде всего, обозначил Алексей Леонидович Текслер.

Говоря о принципах экономической политики, первый — это обеспечение роста доходов от реализации промышленной продукции. Основные инструменты — это переход на высокомаржинальную продукцию, высокопередельную продукцию, ту, которая даёт наибольший прирост добавленной стоимости в процессе своего создания. Второй принцип: повышение внутренней эффективности производства. Мы, с одной стороны, говорим о поднятии верхней планки стоимости реализации этой продукции, с другой стороны — о том, чтобы максимально снизить затраты на её производство. Основной инструмент этого — создание высокопроизводительных рабочих мест. Третий — социальная ответственность предприятий, и начинается она с создания достойного уровня оплаты труда работника, а это, замечу, бОльшая часть трудоспособного населения Челябинской области, и заканчивается экологическими вопросами. Экология — это тоже очень серьёзная социальная ответственность, сейчас она начинает всё жестче и подробнее регулироваться законодательством, как федеральным, так и региональным. Но всё-таки в первую очередь это добрая воля и правильное понимание подходов к этой проблеме со стороны руководителей и собственников.

Вот три основных принципа нашей промышленной политики и три главных блока, которыми в ближайшее время займётся вновь создаваемое министерство промышленности.

Помимо этих прикладных задач, очень важный процесс — уход региона от зависимости от монопродукта, металла, о чём говорил на встрече с президентом Владимиром Путиным глава региона Алексей Текслер. Не хотелось бы, чтобы экономика Челябинской области зависела от одного, достаточно узкого сегмента рынка, ведь как раз ситуация, когда даже незначительные колебания рыночных условий оказывают очень серьёзное влияние на финансово-экономическое состояние области, может серьёзно влиять и на социальную стабильность. Безусловно, нам требуется диверсификация, но она не означает немедленный и радикальный отказ от металлургического профиля региона. Она говорит как раз о том, что дополнительно к сфере металлургического производства нужно развивать те компетенции, которые наименее зависят от рыночных колебаний.

Важная задача, стоящая перед Минпромом, — сбор информации и анализ спроса и предложения со стороны промышленных предприятий, действующих в Челябинской области. Такой функционал давно уже пытался завести Минпромторг РФ в государственной информационной системе промышленности, но это всё ещё не реализовано. Нам остро не хватает серьёзных маркетинговых и управленческих инструментов планирования. В эту деятельность надо активно вовлекать госкорпорации, как источник наиболее крупного и наиболее стратегически понятного, сформированного на длительный период спроса. Они планируют свою деятельность на 3-5 лет и больше.

Нам надо смелее говорить о здоровом региональном протекционизме. Мы должны сделать так, чтобы некоторый объём услуг гигантам нашей промышленности обязательно оказывался местными компаниями. Это нормально и правильно. Всё, конечно, в логике рынка: не может быть задачи обязать кого-то закупать более дорогие и менее качественные товары и услуги. Но в случае, если мы имеем в наличии, при прочих равных, местного производителя, безусловно, выбор местного контрагента должен стать императивом.

ТОСЭР остаются для нас работающим инструментом, хотя сам факт регистрации их, безусловно, никаких условий не создаёт. Где-то они работают, как в Миассе, а в Верхнем Уфалее в силу разных причин не сработало. Мы понимаем, что сложности в Уфалее связаны больше с юридическими моментами, с правами на имущественный комплекс «Уфалейникель». Мы сейчас активно в этот процесс погрузились, сделаем всё возможное для того, чтоб возможности этой производственной площадки полностью были раскрыты. На сегодняшний день эта площадка фактически закрыта. Надеюсь, что в течение полугода или чуть более мы сможем её запустить. Большая часть вопросов зависит от нынешних кредиторов, банковских московских структур, в интересы которых, к сожалению, не совсем входит развитие Челябинской области.

Отдельная тема — индустриальный парк «Малая Сосновка». Действительно, это уже «история с бородой», притча о неуспешности промышленной политики Челябинской области. Но вот вопрос: а когда последний раз там были? Я очень рекомендую своими глазами посмотреть на прогресс ситуации в «Малой Сосновке», потому что у меня такое же было скептическое отношение к этой истории. Мы сейчас все, когда говорим про Малую Сосновку, видим ситуацию примерно трёхлетней давности. Но когда я там недавно побывал, мнение принципиально изменилось. Сосновка уже стала индустриальным парком по факту. Территория обеспечена дорогами, газом, уже отыграны контракты по водоснабжению, водоотведению, которые в 2020-ом году там появятся. Первый этап обеспечения электроснабжением уже осуществлён, на подходе второй. Там уже стоят 2 резидента, «ДорХан» и «Вторком». У меня будущее Сосновки не вызывает сомнений, там действительно интересно. Из проблем я вижу как раз избыток резидентов, которые заявились туда в своё время, за которыми были закреплены определённые лимиты, площади, но которые сегодня исчезли. Я считаю, что Сосновка — действительно очень хорошее место. Других индустриальных парков, даже в виде проектов, у нас пока нет, потому что, честно говоря, неуспех Сосновки подкосил нас в своё время. Но частные проекты новых «гринфилдов» развиваются очень активно. Прежде всего, они расположены в исторически промышленных центрах — это горнозаводская зона и Челябинск. Их собственники не называют их громким словом «индустриальный парк», но по сути это оно и есть. Бывший завод «Метран», в Миассе, в Златоусте.

Челябинская область пока остаётся в верхней трети регионов по инвестиционной привлекательности, но дело, в значительной мере, в менталитете, настроенности руководителей территорий. В поездках с главой региона по городам области я очень чётко вижу: чем тяжелее ситуация в муниципалитете, тем больше его глава объективно настроен на привлечение инвестора, тем быстрее там идут процессы поиска путей развития. Конечно, не нужно людей доводить до крайности, чтоб они начали работать, но без внутреннего понимания, что инвесторов нужно искать в ручном режиме, муниципалитету не обойтись. И наша задача — это чувство, такое мировоззрение у муниципалитетов воспитать. Наша задача — создать интерфейс между чиновничьим языком и мировоззрением и инвестором. Для этих целей как раз создавалось в свое время Агентство информационного развития, но, к сожалению, как и Минпром, оно каким-то странным образом прекратило свою работу. Мы должны восстановить принцип одного окна для инвестора, по принципу МФЦ. Человек приходит в Минпром, и ему все проблемы решают. Но поймите, за этим стоит очень серьёзная подготовительная работа бэк-оффисных структур. Её просто многие не видят, но она стоит денег и иных затрат для государства. И чем выше уровень подготовки самого инвестора, тем ему проще и понятнее будет зайти в эту историю. Вопросы юридической, бизнес- и экономической грамотности имеют огромное значение. Нам зачастую нужно ещё и учить инвестора базовым  моментам работы.

Автор: Анна Дубовкина

Последние новости

В Магнитогорске анализировать КТ будет искусственный интеллект

В администрации обсудили, как обновилась медсанчасть. Фото: Пресс-служба АНО «ЦКМСЧ» О результатах модернизации в период 2019–2023 гг.

О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в рекреационных целях

О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в рекреационных целях Управление Роспотребнадзора по Челябинской области обращает внимание на необходимость получения,

ЮУТПП провела бизнес-миссию на крупнейшую торговую ярмарку Китая

В Гуанчжоу, на 135-ю Международную Кантонскую ярмарку Южно-Уральская торгово-промышленная палата собрала делегацию из 16 компаний из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Златоуста, а также Ханты-Мансийска и Твери.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *