07.12.2019

Культурный код нации

Новая экспозиция "Высокий лик" (6+) приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина.

Новая экспозиция "Высокий лик" (6+) приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина.

В запасниках картинной галереи коллекция пушкинианы насчитывает около 500 живописных, графических и скульптурных работ. Часть из них выставлялась в 2015 году, который был объявлен Годом литературы. Вообще же пушкинская тема - особая страница в музейной истории.

На протяжении десятилетий сотрудники галереи не прекращают изыскания, пополняя богатейшую коллекцию пушкинианы. Это портретные изображения великого русского классика, иллюстрации к его произведениям, экслибрисы. Есть работы, которые приобретали у авторов, близких родственников художников, покупали на выставках. Многие произведения были принесены в дар галерее. Музейная коллекция пушкинианы гордится редкими работами известных мастеров живописи и графики из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Екатеринбурга, Челябинска, в запасниках хранятся работы и магнитогорских художников и скульпторов.

В юбилейный год в зале развернулась выставка графики, экспонаты которой воспевают лик самого читаемого и почитаемого в России классика.

- Это живописные, графические и скульптурные портреты Александра Пушкина, - представляет экспозицию куратор выставки, главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Даже неполный показ музейной коллекции, в экспозиции 48 работ, даёт представление о качественном уровне, вдумчивом подходе каждого из авторов к созданию образа поэта, ставшего культурным кодом нации. Наибольший интерес зрителей вызывают портретные работы. В творчестве художников конца XX века образ классика далёк от идеализации, нередко поражает нехрестоматийным, оригинальным решением. Создать портрет современника много проще, поскольку модель находится здесь и сейчас. Художник наблюдает эмоции, чувствует настроение, характер. Написание образа человека, отдалённого огромным временным пластом, становится художественной реконструкцией, основанной на индивидуальном восприятии личности поэта, его творческого наследия.

Это - взгляд сквозь века, попытка погружения в пушкинскую эпоху, осознание духовного и литературного мира российского гения.

В карандашном исполнении Владимира Иовика, в прошлом нашего земляка, а ныне москвича, образ поэта представлен в классической манере, основанной на работах Кипренского и Тропинина. Лёгким  росчерком пера, будто сам Пушкин оставил его на страницах рукописи, питерский художник Анатолий Давыдов создал образ великого соплеменника. Работа мастера, выполненная в технике обратного офорта, как и автолитография "А. С. Пушкин", в наибольшей степени передают дух и суть "высокого лика" поэта.

Карандашная сюжетная работа авторства Ирины Черновой-Дяткиной "Да, в пору благотворны снеги" из серии "Пушкин в Михайловском" реалистично реконструирует незатейливую бытовую сценку: за самоваром Пушкин и Арина Родионовна.  В годы ссылки она стала самым близким для поэта человеком, скрасив его пребывание в затерянной среди лесов деревушке. Реконструируя нелёгкий в жизни поэта период, художница изобразила погружённую в думы старушку и поэта, взгляд которого устремлён на безбрежные снежные поля. Но миг - и всё преобразилось. Звон колокольчика известил о приезде лучшего лицейского друга Ивана Пущина. Момент захватывающей встречи передан в работе "Воспоминание об Анне и Пущине" из этой же авторской серии. Художница "остановила" волнующий момент: поэт, встречая друга, выбежал на мороз в одной рубахе, босиком.

В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов. Многие его друзья были членами тайных революционных обществ. Жестокая расправа потрясла поэта: пять человек были повешены. Работа "И я бы мог…" воспроизводит самую трагическую минуту в жизни не классика, но убитого горем человека.

Экспозиция составлена из графических работ, хотя в магнитогорской пушкиниане множество живописных полотен. Одно из них авторства известного магнитогорского художника Вениамина Захарова-Холмского. Замечательна  история появления холста, которую поведала куратор выставки. Вениамин Иванович отличался редкой пунктуальностью и скрупулёзностью: прежде чем приступить к работе, указывал размеры холста, время создания произведения. Размер полотна 37 на 37 сантиметров подсказал замысел: создать портрет Пушкина, погибшего в 1837-м. Работа выполнена в красно-золотой гамме: золотой фон объясним - метафора пика русской поэзии, а вот отчего лицо поэта багрово-красное? Думаю, авторская интерпретация образа Пушкина как светоча отечественной литературы.

Элегантен и полон символов лик поэта в литографии питерского художника Валерия Мишина. Он изобразил классика в огромной шляпе - любимый аксессуар живописцев эпохи Возрождения. Правда, вместо цветов и птиц художник поместил на полях головного убора кавалеров, дам, людей служивых. Обозначено и место действия, узнаваема архитектура Питера, гавань с парусным кораблём. Поэту не нашлось места среди благона-дёжной публики. Военные люди сбрасывают одинокую фигурку с полей шляпы - аллегория травли, организованной великосветским кланом.

В экспозиции представлена гравюра знаменитого испанского художника Луиса Ортеги, на которой Пушкин и граф Виельгорский. В запасниках картинной галереи это не единственная работа мастера, судьба которого весьма необычна. Во время второй мировой войны мальчика, оставшегося без родителей, приютила македонская семья. Родиной для Луиса Ортеги стал СССР. Он не имел профессионального образования, практику живописи осваивал, копируя в музеях произведения знаменитостей. Испанцы его боготворят, приравнивая к Гойе и Пикассо. Что касается одного из героев графического листа, то графа Михаила Виельгорского хорошо знали в просвещённых кругах Москвы и Петербурга. Человек энциклопедической культуры и знаний, знаток современных и древних языков, он подсказал Пушкину идею "Медного всадника". На гравюре Ортеги два гениальных человека предстают в образе денди.

Точно передан романтический стиль одежды той поры: головы франтов венчают цилиндры, узкие фраки подчёркивают осиные талии персонажей

Питерский художник Валерий Мишин образ классика воплотил в сложной технике меццо-тинто. В сюжете присутствует и собирательный образ музы, и конкретный прототип, вдохновивший поэта на создание шедевра, - Анна Керн.

В запасниках музея хранится немало работ, иллюстрирующих произведения Пушкина. В экспозиции можно видеть графические листы братьев Александра и Валерия Траугортов. Отличительным признаком серии иллюстраций к "Маленьким трагедиям" становится образ самого поэта: он непременный участник литературного сюжета. Графические листы не оригинальные работы, а первые оттиски офсетной печати, переданные художником в дар картинной галерее.

График из Твери Геннадий Клюшин очень тонко передал внутренний драматизм поэта в работе "После бала". Николай I, пожелав видеть на придворных празднествах в Аничковом дворце первую красавицу Северной столицы Натали, пожаловал Пушкину младшее звание камер-юнкера. Поэт посчитал себя униженным, поскольку такой чин имели 17-летние юнцы. Пушкин, обременённый семейством, мечтал жить в уединении и царскую милость считал ярмом.

В экспозиции представлены и скульптурные работы наших земляков. Романтический образ юного поэта челябинка Елена Щетинкина выполнила в шамоте. В её "Пушкиниане" облик классика предстаёт и в фарфоре, и в графике. Лирическую линию усиливает мелкая пластика - золотые фарфоровые листья, осыпающие лик поэта. Гипсовый портрет, созданный в 1989 году Иваном Логвиненко, близок к классическому образу светоча русской поэзии.

- Живописный портрет классика кисти Олега Яхнина вносит в экспозицию креативную ноту, - продолжает экскурсию Марина Абрамова. - Художник "рассматривает" своего Пушкина в упор, без налёта бронзовой патины. Мастер более остальных приближается к неординарной оценке внешности, которую сам поэт считал безобразной. Гротеск, как одна из составляющих  художественного языка Олега Яхнина, создаёт эффект неожиданности.  Акцентируя внимание на огромных, широко открытых глазах, художник словно пытается заглянуть в душу, разгадать секрет удивительного магнетизма гения. Пронзительный взгляд не оставляет равнодушным, передавая гамму чувств. Возникает ощущение: не только зритель смотрит на Пушкина, но и поэт, изучая потомков, словно восклицает: "Здравствуй, племя младое, незнакомое!"

Текст: Ирина Коротких

Последние новости

Суд признал Челябинскую общественную организацию прекратившей свою деятельность

Пресс-релиз от 27.03.2024 Суд признал Челябинскую общественную организацию прекратившей свою деятельность,

Прокуратурой приняты меры к защите трудовых прав бывшего работника предприятия

Прокуратура Ленинского района г. Челябинска по обращению гражданина провела проверку исполнения трудового законодательства.

Заместитель прокурора Челябинской области Евгений Федоров провел личный прием жителей Ашинского муниципального района

Заместитель прокурора области Евгений Федоров провел выездной личный прием жителей Ашинского муниципального района.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *