30.09.2019

Первый фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE позади

Спектакли играли на промзоне, в баре, на улице, в общежитии и на колесе обозрения.

Спектакли играли на промзоне, в баре, на улице, в общежитии и на колесе обозрения. Декорациями становились многоэтажки, груды мусора, городские пейзажи, заводские станки. Артистов порой было не отличить от зрителей, а наблюдатели вдруг оказывались на «авансцене». Где кончается жизнь и начинается театр? Где реальность переходит в вымысел, а сказка становится подлинной историей? Челябинск впервые пережил опыт иммерсивности.

Феномен иммерсивности – максимальное погружение зрителя в сюжет постановки, где он становится участником происходящего и именно от него зависит, что будет происходить дальше. В Челябинске такой формат опробовали впервые, поэтому многие зрители, даже чувствуя сигнал к действию, медлили, боясь испортить авторский замысел.

Так, в эскизе спектакля Александра Черепанова «Plastic arts» гора мусора и актриса, медленно расставляющая контейнеры для сортировки, как бы призывали: давайте разберём мусор вместе. Сначала вышла одна зрительница на помощь артистке, а следом за ней почти все присутствующие бросились разбирать пластик. Одни из участниц призналась: «Уже с первых минут мне хотелось начать убирать, я понимала, что всё ведёт к этому, но беспокоилась, что выйду слишком рано и испорчу задумку режиссёра». Актриса Екатерина Писарева, принимавшая участие в эскизе, напротив, отметила, что зрители оказались чуткими: «Я удивилась, что они так быстро среагировали. Морально я была готова к тому, что половину кучи разберу сама. Меня порадовало, что зрители уловили мой сигнал к действию. Иммерсивность в том и заключается, что зритель не может помешать спектаклю, напротив, здесь актёры следуют за зрителями».

Со стороны же казалось, будто всё это спланировано и часть гостей «подготовлены». На вопрос сотрудников театра, адресованный режиссёру: «Саша, как люди поняли, что надо разбирать мусор?», он ответил спокойно: «Они же слушали лекции про иммерсивный спектакль».

Московский режиссёр Вика Привалова, показавшая на фестивале документальный спектакль о первой любви «Совместные переживания», рассказала, что в её опыте не было такого, чтобы люди не реагировали на сигналы режиссёра.

«В спектакле нет сцены, нет главных героев, есть несколько артистов, но они заходят вместе со зрителями в толпе, поэтому их не отличишь от гостей. Зажигается фонарь как сигнал, что зрители могут поделиться своими историями о первой любви. Иногда первый сигнал пропускают – не заметили, отвлеклись, постеснялись. Но уже на второй начинают рассказывать».

«Спектакль очень понравился! И опыт проживания иммерсивного спектакля тоже! Интересно, что планировал делать режиссёр, если бы в зале оказались не совсем адекватные зрители, которых бы захлестнули болезненные воспоминания о

первой любви (они ведь не всегда светлыми могут быть)», – поделилась зрительница Лариса Матвеева.

Театральный критик, эксперт «Золотой Маски» Татьяна Джурова сравнивает иммерсивный спектакль с компьютерной игрой, где человек может пойти любым путём, выбрать любого героя и одновременно с этим становится сам героем, и вот уже он формирует реальность, испробует её и привлекает к себе внимание. В своих заметках она отметила, что Молодёжному театру удался эксперимент:

«Театр ладно всё сработал. Несмотря на вроде бы катастрофические предлагаемые обстоятельства: за три часа до променада «Искра» сварочный цех отказал фестивалю в своем помещении и всё пришлось срочно переносить в деревообрабатывающий. Но никто не растерялся – ни дирекция, ни актёры. Что ж, там прекрасно пахло стружкой, и “сопротивление материй”, которое считывалось в тексте актёров, обозначало фейковую природу документального мокьюментари о жизни рабочего класса».

Кстати, режиссёр эскиза «Искра» Егор Матвеев (Москва), комментируя фестиваль, не придал много значения экстремальным обстоятельствам, когда за три часа пришлось освоить совершенно новое пространство – новый цех. Егор даже успел вставить шутки на эту тему в эскиз. Зато он оценил работу артистов, сказав, что наибольшее впечатление оставила именно готовность челябинских актёров к новой форме существования: «Запомнилось то, как они настроились на волну и было комфортно творить вместе. На мой взгляд, фестиваль удался. Не стояло задачи сделать что-то гиперпровокативное, а, скорее, познакомить с другим театром, новым, разным – без драматургии, без прозы. Это было сделано мягко, и люди с теплотой восприняли происходящее и, мне кажется, готовы к новым экспериментам. Плюс здорово, что был сделан акцент на молодой театр – приехали молодые режиссёры, и благодаря этому получилось погружение в современную проблематику».

«Это была бомба! – не скрывает эмоций о фестивале главный режиссёр Молодёжного театра Иван Миневцев. – Это огромное событие для города, всё прошло удачно, и, надеюсь, для всех нас это было важным шагом в понимании современного театра и театральных процессов».

Напомним, фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE состоялся в Челябинске с 10 по 15 сентября. Его посетило 965 человек. Вполне возможно, что фестиваль станет традиционным для Молодёжного театра. Тем более, что в Челябинске ещё много локаций, которые можно обыграть.

Последние новости

Сотрудники ЦЗЛ ПО «Маяк» провели очередной факультатив по аналитической химии для старшеклассников лицея №39

Администрация ОГО 4 мая /Новости Озерска/. Каждую среду старшеклассники физико-математического лицея №39 отправляются на факультатив по аналитической химии к шефам – в центральную заводскую лабораторию ПО «Маяк».

Благодатный огонь доставили в Челябинск

В аэропорту Челябинска приземлился специальный борт, на котором привезли Благодатный огонь.

Текслер назначил ответственных за выборы главы Кусинского района

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер назначил ответственных за выборы главы Кусинского района, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *