В распространении второй пандемии чумы обвинили Россию

Черная смерть, как называют вторую в истории пандемию чумы, бушевала в Европе с середины XIV века.

Издание ScienceAlert пишет под заголовком «Предковый геном чумы был прослежен до России. Вот откуда пришла вторая волна смерти» о том, что палеогенетики выделили этот геном из человеческих останков, найденных в городе Лаишево в Татарстане. Оттуда чума в середине XIV века распространились по Европе, унеся 50 миллионов жизней - 60 процентов населения Европы, и продолжая опустошать континет в течение 500 лет.

Справедливости ради, заметим, что город Лаишево был заложен после взятия Иваном Грозным Казани в середине XVI века, спустя два столетия после начала пандемии. А в середине XIV века никакой России в этих местах не было. Но интереснее другое, что заставляет глубже исследовать происхождение и пути распространения патогена. Слишком мало реконструированных геномов чумной палочки изучено. Ранее другая группа исследователей называла родиной второй пандемии Урал и Центральную Азию.

Древние жители Европы, как показывают археологические и генетические изыскания, болели чумой еще в каменном и бронзовом веках. Где находился праисточник этой страшной болезни, ученым еще долго придется выяснять, добавляя результаты новых открытий.

Источник: www.sciencealert.com Александр Александров