13.09.2019

Бьет – значит любит. Почему жертвы оправдывают своих мучителей?

Ирина Яббарова В последнее время в обществе с новой силой вспыхнули разговоры о масштабах домашнего насилия.

Ирина Яббарова В последнее время в обществе с новой силой вспыхнули разговоры о масштабах домашнего насилия. Более того, еще весной в Госдуме прозвучало мнение о том, что декриминализация статьи 116 УК РФ («Побои») была ошибкой. Жертвы домашнего насилия, как правило, не говорят об этом вслух. Любая огласка издевательств в семье кажется не менее страшной, чем само истязание.

Журналисту «Вечернего Челябинска» удалось пообщаться с одной из жертв семейного насилия. Елена (имя изменено. – Авт. ) согласилась рассказать о своей жизни с истязателем на протяжении нескольких лет.

Служебный роман Со своим избранником челябинка познакомилась на работе. По долгу службы часто пересекались. Но довольно долгое время она даже не замечала влюбленного в нее кавалера, ведь он был, хоть и не в прямом, но все-таки в подчинении, да еще и значительно младше. Кстати, и сам мужчина не сразу решился попытать свою судьбу. Даже когда стал делать робкие попытки ухаживать, Елена не воспринимала его серьезно.

– Но в какой-то момент сама не заметила, как появились чувства, – призналась челябинка. – Даже спустя столько лет не могу понять, что именно меня в нем подкупило. Просто он казался добрым, заботливым, искренним, настоящим, не скрывал своего восхищения мною, как собачонка, в глаза заглядывал. Вот я и растаяла. В этот момент стала совсем не важна разница в возрасте, в социальном статусе. Наш служебный роман закрутился на виду у коллег. Это уже потом мне многие говорили, что мой выбор всех сильно удивил.
Уже через месяц романтических отношений мужчина сделал предложение. Правда, Елена отказалась. Еще два года пара встречалась. Возлюбленный Елены с завидной регулярностью делал попытки довести ее до дверей ЗАГСа, и спустя два года таких отношений женщина все же сказала заветное да.


Тиран по закону Несколько лет после свадьбы пара жила, что называется, душа в душу. Но в какой-то момент семейная жизнь дала трещину. Мужчину как подменили. Причина – новая любовь. При этом из семьи мужчина уходить не торопился, зато с завидной регулярностью стал избивать законную жену. Как вспоминает женщина, в первый раз супруг поднял на нее руку, когда она случайно увидела недвусмысленное смс, прилетевшее на телефон мужа посреди ночи.

– Он со всей силы ударил меня в грудь, – вспоминает женщина. – Я упала. А он просто развернулся и ушел.
Изначально Елена написала заявление на мужа, но потом передумала привлекать его к ответственности. А уже через пару месяцев ситуация повторилась. Причем на этот раз супруг жестоко избил Елену во время празднования ее дня рождения.
После третьего нападения женщина с тяжелыми травмами попала в больницу.

– Когда я лежала в больнице муж приехал и впервые стал просить прощения, – вспоминает Елена. – И я простила. Почему? Сама не могу понять. В тот момент я просто подумала, что он раскаялся, осознал свою вину. Была уверена, что такого больше не повторится.


Но надеждам на то, что в семейной жизни снова воцарится идиллия, не суждено было сбыться. Сколько именно раз супруг избивал Елену, она и сама не помнит. Признается, что уже после третьего раза перестала считать. И чем дольше женщина терпела, тем большую агрессию проявлял к ней супруг.

Казнить нельзя помиловать
– В какой-то момент я перестала надеяться, что все изменится, что он больше не будет меня бить, и просто приняла волевое решение наказать мужа, – призналась Елена. – Но это оказалось не так-то просто.
В отношении мужа Елены было возбуждено сразу два дела – по части 1 статьи 116 (Побои») и по части 1 статьи 117 УК РФ («Истязание») . Разбирательства растянулись на несколько лет. Мужчина то и дело срывал судебные заседания: то не явится, то придумает причину, по которой суд необходимо перенести и т. д.



В конечном итоге Фемида все-таки признала мужчину виновным. При этом, учитывая, что статья 116 была декриминализирована еще в 2017 году, мужчине назначили всего лишь штраф. А вот за истязания собственной супруги он все же был осужден. Но ни одно из наказаний мучитель так и не понес. Причина – истекшие сроки давности.

Семь лет женщина жила в страхе , не понимая, в какой момент любящий и заботливый мужчина превратился в дикого зверя, способного растерзать свою жертву. Как бы там ни было, страдания Елены закончились только в прошлом году.

– Сейчас, когда прошло время, я уже без дрожи в сердце и без слез на глазах могу об этом говорить, – признается Елена. – Хотя, конечно, вспоминать все издевательства супруга, непросто. Почему прощала? Сама не знаю. Наверное, как и все остальные женщины, надеялась, что сумею перевоспитать. А в результате сама позволила себя унижать. А если совсем честно, то уходить от него мне было некуда. А, может, как и многие женщины, боялась остаться совсем одна…

Жертва заблуждения По словам судебного эксперта, психолога Жанны Кульковой, одна из наиболее распространенных мышеловок, в которую попадают будущие жертвы насилия – уверенность, что хорошая девочка сможет перевоспитать хулигана. Да и к тому же, каждая женщина хочет видеть рядом с собой сильного, уверенного в себе и решительного мужчину. При этом зачастую не видит сигнала опасности в том, что мужчина, с которым она встречается и даже планирует связать свою жизнь, не проявляет сострадания к слабым, младшим, подчиненным, склонен к агрессии и жестокости. Потенциальные тираны, как правило, открыто демонстрируют силу, свое превосходство и замашки властелина в различных ситуациях и с разными людьми, а зачастую и с животными.



– Многие женщины поначалу оправдывают такого «настоящего мужика, способного постоять за себя», – обращает внимание Жанна Кулькова. – Парадоксальна ситуация, когда молодая женщина, зная о фактах неблаговидного поведения своего избранника ранее, успокаивает себя: «сами нарвались, сами виноваты, по-другому не понимали» и т. д. Но агрессор и дебошир никогда не станет понимающим, снисходительным, добросердечным. А потому не стоит уповать на магию любви и женского очарования.
Как обратила внимание психолог, любое проявление жестокости может надолго деформировать самооценку жертвы, уровень ее притязаний, и даже коммуникативные качества. В значительной степени это может отразиться и на личной жизни, и на профессиональной деятельности. Регулярное издевательство может довести жертву и до суицидальных мыслей.

– Что делать? Первое и безусловно необходимое – выход из травмирующих условий, прекращение насилия , – призывает Жанна Кулькова. – Это надо просто прекратить: уйти, уехать, убежать ... Если предотвратить контакт с тираном не удалось до совместного, иногда многолетнего проживания, как можно раньше рекомендую забить тревогу. Поделиться с тем, кому доверяете. Найти поддержку в лице родственников, близких людей или официальных лиц. Выработать некую стратегию, план жизни без того, кто подвергал опасности жизнь и психическое здоровье. Придерживаться тех правил поведения и общения с окружающими, которые будут исключать возможность насилия и жестокого обращения. И жить полноценной и счастливой жизнью. Уважая себя и других, требуя уважения себя.
Чтобы заживление душевных ран происходило быстрее, не стоит брезговать помощью специалиста.



– Сегодня в Челябинске, и в муниципальных бюджетных учреждениях, и в коммерческих организациях, есть высококвалифицированные психологи, успешно помогающие в таких ситуациях, – добавила Жанна Кулькова. – Но работать придется именно вдвоем, а не одному специалисту. Процесс этот нелегкий и небыстрый. Некоторым удается пройти этап выздоровления самостоятельно. Однако таких женщин немного.

Разрешение на агрессию Если верить статистике прокуратуры, то в Челябинске наблюдается пусть и небольшой, но все-таки рост числа дел, возбужденных за побои и систематическое истязание.

• В  2017 году, когда федеральные парламентарии декриминализировали статьи 116 УК («Побои»), было возбуждено в общей сложности 378 уголовных дел по данной статье.
• За прошедшие месяцы этого года – 390 уголовных дел (за первый и повторные случаи избиения).

Что касается уголовного наказания за систематическое истязание (статья 117 УК РФ), то и здесь показатели подпрыгнули уже в прошлом году.

• Если в 2017 году было возбуждено 69 уголовных дел, то за прошлый год – 83 уголовных дела.
• За девять месяцев текущего года за истязание было возбуждено 81 уголовное дело.



Три года назад решение федеральных парламентариев о декриминализации 116-й статьи вызвало бурю негодования среди общественников, юристов, рядовых россиян. В обществе тут же заговорили о том, что депутаты Госдумы разрешили бить женщин и детей. Однако позже эти разговоры все же утихли. Но в последние несколько месяцев вспыхнули с новой силой. Более того, еще в мае этого года федеральный парламентарий Олег Нилов на одном из заседаний Госдумы заявил о том, что декриминализация статьи 116 была большой ошибкой, и ее надо срочно исправлять.

Такого же мнения придерживаются и многие юристы, которые, исходя из своей служебной практики, утверждают, что до судебных разбирательств такие ситуации доходят редко.

По словам челябинского адвоката Константина Добикова , жертвы семейного насилия часто затягивают с обращением в правоохранительные органы, чем впоследствии затрудняют расследование.

– А порой вообще не обращаются, терпя издевательства и тем самым оставляют преступление безнаказанным, – добавил адвокат. – При этом, не понимают, что отсутствие ответственности порождает безнаказанность: насильник позволяет себе большее, когда не встречает сопротивление жертвы, а в эмоциональном смысле он просто самоутверждается за счет нее. И это может продолжаться долго. Что касается декриминализации статьи 166 УК («Побои»), то мое отношение, как юриста, отрицательное. Однако ужесточение закона – это вопрос к законодательной власти, которая, к сожалению, с опозданием реагирует на общественный запрос.



При этом адвокат Виталий Харланов сомневается в том, что федеральные законодатели все-таки признают ошибкой декриминализацию побоев.

– Это дополнительная нагрузка на правоохранителей и правоприменителей, – считает юрист. – К тому же, в данном случае наказание не связано с лишением свободы. За побои предусмотрены либо административный штраф в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов. Что опять же ложится дополнительной нагрузкой на исполнительную систему. Да и надо понимать, что штраф еще больше озлобляет правонарушителей, более того, становится бременем опять же для семейного бюджета.
Тем не менее, адвокат убежден, что домашних тиранов нужно наказывать. Однако женщины зачастую жалеют своего супруга.


Фото с сайта pixbay.com

– Женщины боятся суда, огласки, последствий, – добавил Виталий Харланов. – Многие надеются, что подобного больше не повторится. А потому сложность таких дел – в нечеткой позиции потерпевших. Сегодня жертва домашнего тирана желает его наказать, а завтра – он купил ей шубу, они помирились и на какое-то время в семье воцаряется мир. Да и не стоит списывать со счетов давление родственников, которые пытаются «вразумить, подумать о детях, не ломать семью».
Добавим, что декриминализацию побоев не поддерживают и сотрудники прокуратуры. Многие из них отмечают, что полиция попросту не умеет работать в рамках административного законодательства. Как бы там ни было, решение остается за федеральными законодателями.

 

Последние новости

На Урале в феврале-марте рост зарплат поддержал потребительский спрос

Банк России опубликовал аналитический доклад «Региональная экономика».

Прогноз погоды на ближайшие дни

Специалисты Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозируют совсем летнюю погоду.

Дерматовенеролог рассказала, как ухаживать за кожей весной

Требуется восстановление после зимы, резких перепадов температур и нехватки солнца.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *