Фотомастер Суткус ищет лучшее в прошлом. И находит
Когда-то у челябинских и литовских мастеров фотографии было много общего.
Когда-то у челябинских и литовских мастеров фотографии было много общего.
Антанас Суткус. Фото Сергея БелковскогоАнтанас Суткус – имя в фотографии последних десятилетий хорошо известное далеко за пределами Литвы, где он живет.
Хорошо его знают и в Челябинске, который в шестидесятые-семидесятые годы уже прошлого века считался одной из фотографических столиц Советского Союза.
Этому способствовал Челябинский фотоклуб, которому в этом году исполнится 60 лет. Его мастера тесно общались с фотографами из прибалтийских республик.
Бинде, Дихавичюс, Суткус – эти имена были хорошо знакомы челябинцам. Поэтому, оказавшись как-то в Вильнюсе, захотел встретиться с Антанасом Суткусом, одним из классиков литовской фотографии.
Ради встречи с гостем из далекого Урала, мастер отложил, намеченную на этот день поездку в другой город. Помощь в организации встречи оказала экс-челябинка, тогдашний начальник управления культуры города Гусева Калининградской области Людмила Пономарева.
Мы встретились в доме у Суткуса. На столе в кабинете мастера было много черно-белых фотографий большого формата, приготовленных для очередной выставки, а их у него было много, в разных странах, чаще в последние годы – в Европе, Готовил он тогда большую персональную выставка в Латинской Америке.
Оказалось, что Антанас Суткус не берет в руки фоткамеру уже несколько лет. Не потому что охладел к фотографии – на столе лежал толстенный альбом, который потом встретил в витрине одного из книжных магазинов Вильнюса – с мальчишками в красных пионерских галстуках на обложке, стоимостью почти сорок пять евро.
Последние годы фотомастер работает со своим архивом. Для этого получил даже специальный международный грант.
Суткус в разговоре философски заметил, сказав, что данная мысль родилась в ходе нашего разговора – делать новые кадры безнравственно, не решив судьбу уже созданных. Это все равно, что жениться и заводить новых детей – когда не ясна судьба уже имеющихся. Когда все они еще не пристроены и не устроены в жизни.
Но это не единственная причина. «Уверен, что все лучшее творческий человек создает в своей молодости»,- говорит Суткус.
Для создания репортажной социальной фотографии время было очень продуктивным в годы творческой молодости – отношение людей к съемке, к фотографу было иным, более доброжелательным.
- Сейчас многие ведут себя перед фотокамерой словно разведчики, люблю шутить я, – говорит Антанас Суткус, – Снимаешь их, а в кадре они не оказываются, выходят из кадра. Проще говоря, не хотят попадать в кадр, ищут в этом какой–то подвох, негативные для себя последствия. Не будешь же каждому объяснять, кто ты такой, показывать свои альбомы фотографий.
А еще одна современная особенность – думают, что фотограф наживается, сделав интересный кадр и его тиражируя. Был такой случай в начале девяностых годов – сделал портрет девушки с каталическим крестом на груди, раньше в советское время такие портреты опубликовать было невозможно. И началось тиражирование этого снимка – как символа свободной эпохи в жизни литовского народа. Героиня фотографии, конечно же, видела свои изображения в прессе и стала меня донимать – вы наживаетесь на мне, поделитесь. Я сказал ей, что получил за эту фотографию шестьдесят евро и готов их ей отдать, а дальнейшее – снимок попал «во время» и начал собственную жизнь. Девушка не поверила и в течение года преследовала меня, пришлось поставить на этой фотографии «крест» и исключить ее из дальнейших публикаций и экспонирования на выставках.
Фотоальбом черно-белых фотографий, который весит три килограмма – своеобразная монография мастера. Мастера, который для многих в мире представляет лицо литовской фотографии. Готовя этот альбом, фотограф разбирал свои архивы, находя в отснятом материале тридцатилетней и двадцатилетней давности новое, мимо чего тогда прошел и не заметил взгляд или что было «не к месту» по идеологическим соображениям.
Несколько лет длилась эта работа: погружение в собственное творчество и столько же шел поиск спонсоров на издание огромного альбома, а финансовую основу для него составили деньги, положенные Суткусу как лауреату государственной премии Литвы на пропаганду своего творчества – десять тысяч евро.
- В последние годы отчетливо понял, что фотография должна быть выношена, вылежаться. Что хороший снимок, как хорошее вино, с годами становится только лучше и ценнее. И еще – развитие фототехники, «цифра» не только плюс, но и минус в творчестве. Раньше, снимая на пленку, больше ценился каждый кадр, и виделось зорче, большим был КПД каждой съемки.
Есть ли у Суткуса сейчас ученики в Литве? «Не знаю, не признаются», – пошутил мастер.
Общеизвестно, что чешская фотография со своим культовым журналом 60-70-х «Фоторевю», а также литовские фотографы оказали заметное влияние на российскую фотографию. Язык произведений прибалтийских мастеров с резкими ракурсами, крупными планами, жесткой графичностью, походил на язык авангарда начала 20-х годов прошлого века.
Поэтом челябинские фотомастера, которых уже нет – Юрий Теуш и Владимир Белковский, оказавшие сами заметное влияние на фотографическое движение в Челябинске, старались общаться с прибалтами. Гордостью было выставиться в прибалтийских республиках советского периода со своими персональными выставками – были они у Владимира Белковского и Сергея Васильева.
Урал для литовца сейчас – очень далеко, где-то рядом с Сибирью. Многое поменялось, изменилось.
Фотография, как и музыка, интернациональна и соединяет людей, если она гуманна, если запечатлевает сюжеты на общечеловеческие темы.
В определенном смысле напоминанием об этом была и наша встреча в Вильнюсе с Суткусом. Говорили мы на русском языке, который он хорошо знает, изучал в университете русский язык и русскую литературу.
На свои взгляды в творчестве считает оказали влияние не только фотографы Картье Брессон и Стейхан, но и писатели - Хемингуй, Фолкнер, Жан Поль Сартр, которого он снимал и с которым провел пять дней вместе. А так же Лев Толстой и Достоевский.
На прощание Суткус написал на обратной стороне открытки со своей фотографией пожелание для челябинцев-фотографов и зрителей. «Любителям фотографий в Челябинске много радостных мгновений жизни. Искренне Антанас Суткус».
Сергей БелковскийПоследние новости
Почему важно использовать защитное заземление при подключении частотного преобразователя?
Защитное заземление: зачем оно нужно при подключении частотного преобразователя.
Что такое титульное страхование при ипотеке и зачем оно нужно?
Погружаемся в тонкости ипотечного страхования титула: зачем оно нужно, какие риски покрывает и кому действительно стоит на него обратить внимание.
Вице-премьеру Мантурову показали робототехнические комплексы в Челябинске
Вице-премьер РФ Мантуров совершил рабочую поездку в Челябинскую область Фото:
Мантуров оценил центр робототехники в Челябинске и расписался на капоте машины
Яна Петривная Первый вице-премьер РФ дал важные поручения Минпромторгу и Минобрнауки Вице-премьер и губернатор посетили две ключевые точки Южного Урала.