Саботажники и предатели с «Бродвея»
Кто-то не перестаёт ругать обновлённый проспект Карла Маркса, а кто-то здесь с удовольствием уже прогуливается.
Кто-то не перестаёт ругать обновлённый проспект Карла Маркса, а кто-то здесь с удовольствием уже прогуливается.
Небольшой компанией и мы прогулялись по «Бродвею» и, знаете, нам понравилось! И то, что стало просторнее, исчезли «джунгли», стало светлее, и на детской площадке вечерами полно детворы с родителями.
Теперь дело за рынком. Иметь такой, какой он есть в настоящее время, просто безобразие. С любой стороны. Надеемся, что вскоре очередь дойдёт и до рынка. А пока предлагаю перенестись ровно на 20 лет назад, ведь не все в курсе, какие страсти кипели во время переселения торговцев с «Бродвея» на новое место.
Когда бабушек гоняли
Вначале 50-х, когда строился нош город, те рынки, что имели тихие провинциальные города и столица, здесь были не нужны. Их и не было. Не считая маленького, с несколькими деревянными прилавками, спрятанного за привокзальной площадью. Не было по одной простой причине – снабжение «сороковки» продуктами питания осуществлялось из Москвы. Старожилы помнят витрины продмагов: пирамиды из банок с крабами, икрой, десятки наименований сыров и колбас, изобилие овощных и фруктовых консервов. Впрочем, и свежие фрукты были круглый год. А в любом овощном всегда за копейки капуста, картофель, клюква…
В 80-х у магазинов стали раскладывать свой нехитрый товар «бабушки» - редиску, огурчики, укроп. Кто теперь поверит, что их гоняла милиция!
В конце 80-х распределение всего и вся шло по талонам. Вытащить из шляпы во время розыгрыша на родном предприятии талон на собрание сочинений Набокова было настоящей удачей! По талонам были обувь, куртки и много чего ещё. Отечественная промышленность перестраивалась, а точнее – валилась на бок.
В туалет на примерку
Весёленькое гайдаровское время 1990-х ошарашило изобилием импортных товаров, которое совпало с первыми безработными. Закрытый город заимел собственных челноков. Имена первых не увековечены. И никто не помнит, кто первый из них протянул на «Бродвее» верёвку от фонаря до фонаря и развесил на ней незатейливый товарец, добытый на оптовых рынках Москвы. Или привезённый из Польши и Турции. В магазинах-то было пусто. А ещё «челноки» ходили по организациям и предприятиям с большими клетчатыми сумками и предлагали импортную одежду. Побросав рабочие места, сотрудницы устремлялись либо в отдельный кабинет, либо в туалет на примерку.
Атас, инспектор!
Что же касается «Бродвея», то городские власти не успели опомниться, как весь широкий проспект превратился в большую барахолку: нарядную, пёструю, с товарами на любой, но не очень строгий, вкус. На вопросы: «Где брал?» и «Почём?» чаще всего можно было слышать «На «Бродвее», «Не дорого».
Но всё чаще слышался недовольный голос покупателя на обвесы и обсчёты. Попытки администрации города уложить лоточников в прокрустово ложе законов, успеха не имели. Любого инспектора продавцы знали в лицо. Стоило ему появится в поле зрения, как кто-то сигналил своё «атас»!
Особо проворные быстро сгребали товар в машину, и ищи ветра в поле. Другие, выскочив из-за прилавков, сооружённых из ящиков, отбегали в сторону: «Я с краю, ничего не знаю, и бананы не мои!» Не прошли номера и с кассовыми аппаратами, с чеками строгой отчётности, с сертификатами качества, с пятипроцентным налогом – видали «бродвейцы» все эти затеи в гробу.
У фонтана – хозтовары
Городские власти тем временем ломали голову над вопросом: где разместить рынок? То, что он стал городу необходим, сомнений уже не вызывало. Рынок-ангар уже появился в Каслях, крытый рынок был в Снеженске, а в Озёрске процветала феодальная дикость.
А «Бродвей» с каждым годом становился всё махровее. Его уже с полным основанием можно было назвать рынком. Разве что не было забора и арки. Проспект был проглочен «чревом Озёрска». Скамейки с 11 утра и до 6 вечера были заняты торгующими, возле фонтана прописались продавцы хозтоваров, лестничные перила были завешены коврами…
Понимая, что народ не процветает, и даже не живёт, а существует, власти из года в год откладывали применение строгих мер.
Предупреждение, что «вот на следующей неделе с эти безобразием будет покончено» натыкалось на протест бывших работников комбината, детских дошкольных учреждений, пенсионеров, одним словом, недавних безработных.
«Саботажники» и «предатели»
Но тревогу стали бить и медработники: случаев отравлений недоброкачественным товаром становилось всё больше. Год был потерян и из-за того, что некоторые фирмы, выиграв конкурс на лучший проект рынка, затягивали с его строительством. В конце концов, было принято решение, что рынок должен быть муниципальным. Ведь все затраты на него окупятся. Но пока средства не позволяли построить «всем рынкам-рынок». В проекте значилось строительство на территории ДОКа и на площадке у старой пожарной части.
В итоге, мы на протяжении двадцати лет имеем не рынок, а заасфальтированную площадку с металлическими будками-прилавками.
Переезд дался болезненно. Многие не захотели покидать «насиженные» места. Кстати, их назвали тогда саботажниками. А тех, кто согласился на переезд – предателями. В итоге саботажникам пришлось покориться.
По сути, от уличной торговли прибыли в казну города не было. На рынке же работают налоговики, администрация и ветеринарная служба. В своё время там постоянно дежурила милиция.
Подступы к нескольким магазинам оставили новому поколению бабушек-садоводов и полицейские их уже не гоняют. Хотя какие-то законы и в отношении их тоже уже существуют.
Но все их так же «видали в гробу».
Доплываем на бревне
Было славное и весёлое время - время расцвета «Бродвея», но проспект, как не крути, не должен быть базаром. Хотя мы там много чего покупали: конфеты, книги, стиральный порошок, иногда одежду. Индийская пушистая шерстяная кофта, купленная тогда там же, в отличном состоянии недавно была подарена соседке, у которой холодно в квартире.
«Новый» рынок-базар тоже уже отголосок прошлого, и вряд ли он устраивает как продавцов, так и покупателей.
А вообще–то многое в нашей жизни, как в песне:
Хотели плыть мы на фрегатах,
А доплываем на бревне.
P.S. Читатель, а ну-ка, вспомни, что ты покупал на «Бродвее»?
Автор В.К.
Фото из архива ozersk74.ru
Последние новости
На 2,5 млн рублей выросла выручка участников программы «Готовый продукт»
В 2024 году прошло 2 потока программы «Готовый продукт» от центра «Мой бизнес».
«Дочка» Газпромбанка купила 22% акций ЮГК у основного акционера Струкова
Компания «ААА Управление Капиталом», входящая в группу Газпромбанка, приобрела 22% акций одного из крупнейших в России золотодобывающих предприятий – ПАО «Южуралзолото Группа Компаний» (ПАО «ЮГК»),
Почетный профессор ЮУГМУ получил золотую медаль АДАИР за вклад и поддержку «Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России»
В Москве состоялся XI Всероссийский Конгресс Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России (АДАИР) «Аллергические болезни ребенка: от теории к терапии».
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения