29.12.2019

Загадки церковного календаря

Католики Магнитогорска отметили Рождество 25 декабря, в то время как в православии рождение Спасителя будут праздновать только 7 января.

Католики Магнитогорска отметили Рождество 25 декабря, в то время как в православии рождение Спасителя будут праздновать только 7 января.

С чем связано такое расхождение, рассказал священник Магнитогорской епархии Артемий Хлебунов.

Размышления о датах праздника приводят к пониманию относительности времени и неточностях любого рукотворного календаря. Собственно, в России до 1918 года Рождество приходилось на дни перед Новым годом, и сейчас по юлианскому календарю православные отмечают значимую дату 25 декабря. Просто в то время, как страны Запада перешли на григорианский календарь, Русская православная церковь по-прежнему живёт по юлианскому календарю.

В России переход произошёл только после Октябрьской революции. В царское время, когда в странах Европы уже наступало 1 января, в России было только 19 января. Чтобы устранить этот парадокс, в 1918 году вышел декрет Совета народных комиссаров о переходе на общеевропейский календарь. Церковь это решение не одобрила.

-  Абсолютное время  - это абстракция, в математическом смысле точного календаря не существует. Человек же живёт в реальном времени, которое отсчитывается реальными вещами. У него есть начало отсчёта и те периодические процессы, которые берутся за меру,  - объяснил отец Артемий. - На Земле это солнечный год, определяющийся вращением Земли вокруг Солнца, сутки, равные обороту Земли вокруг своей оси, и вращение Луны вокруг Земли. Все календари человечества, которые были созданы, основаны на этих трёх параметрах. Летоисчисление  - это точка отсчёта, и связано оно, говоря современным языком, с существующей идеологией.

В России, рассказал Артемий Хлебунов, использовалась так называемая Византийская эра, которая начиналась 1 сентября, а точкой отсчёта считалось сотворение мира. Православная церковь до сих пор пользуется этим календарём, и  церковное новолетие отмечается 1 сентября. Современное же летоисчисление ведётся от Рождества Христова. На него в России перешли в 1699 году указом Петра I. Но календарь Пётр I не изменил, и первое января по-прежнему праздновали по юлианскому календарю, когда Европа уже перешла на григорианский.

Чем плох был юлианский календарь- В нём содержалась ошибка, из-за которого дата солнечного равноденствия каждые 128 лет сдвигалась на одни сутки. В григорианском календаре расхождение на сутки с астрономическим годом будет происходить раз в четыре тысячи лет.

Почему в православии не стали сдвигать дату Рождества в отличие от европейцев? Как объяснил отец Артемий, для Православной церкви главный по значимости праздник - Воскресение христово. Его рассчитывали с помощью Александрийской пасхалии, связывающей иудейскую Пасху, в дни которой происходили евангельские события, с солнечным календарём, в то время как в иудаизме используют лунный календарь.

-  Все посты в церкви отсчитываются от праздника Пасхи, и главное, чтобы он был вычислен правильно,  - пояснил священник.  - Юлианский календарь для этого подходит лучше, чем григорианский.

Католики и протестанты стали отмечать Рождество по-новому решением папы Григория XIII, объявленном в 1582 году. До этой даты и у православных, и у католиков календарь был единым.

Так что, в общем-то, разницы нет - Иисус родился 25 декабря. Только относительно общепринятого григорианского календаря это происходит уже после наступления нового года. Когда в юлианском календаре 25 декабря, в григорианском уже 7 января. Но Пасха в православии, как основной праздник, по юлианскому календарю рассчитывается точнее. Поэтому Православная церковь так и не перешла на григорианский календарь, а восстановление единства христианского мира в этом вопросе до сих пор и не достигнуто. Рождество Христово празднуют 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

 

Последние новости

Житель Челябинска ответит в суде за издевательства над животным

Прокуратура Тракторозаводского района г. Челябинска утвердила обвинительный акт по уголовному делу в отношении 22-летнего местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

Таксист из Магнитогорска осужден за использование поддельного водительского удостоверения

Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска местный житель осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 5 ст.

Первый заместитель прокурора Челябинской области Павел Вепрев провел прием жителей Брединского района и города Копейска

Первый заместитель прокурора области Павел Вепрев в режиме видео-конференц-связи провел личный прием жителей Брединского района и города Копейска.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *